logo
Геополитическая демография

Геополитическая демография

Editor
views 32
Слайдер 28.01.2020

В условиях глобального экономического, политического и технологического противостояния, мировые центры силы опираются на человеческий потенциал своих стран. Чтобы сохранять текущий статус, странам-лидерам необходимо соблюдать баланс между работающими гражданами и теми, кто нуждается в социальной защите и государственной поддержке. Это приводит к созданию различных более или менее успешных механизмов поддержания данного паритета.

Для более предметного разговора рассмотрим демографические показатели основных геополитических игроков. Оценивать демографическую ситуацию в стране можно по различным методикам, но, чтобы оставаться в тренде, предлагаю к сравнению показатели, озвученные Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию.

  Коэффициент суммарной рождаемости (рождений на одну женщину)
США 1,87
Россия 1,7
Индия 2,39
Китай 1,57
Япония 1,41
Германия 1,39
Франция 1,99
Великобритания 1,83
Европейский Союз 1,55

Из таблицы сравнения коэффициентов суммарной рождаемости (рождений на одну женщину) становится очевидно, что из всех крупных геополитических игроков хорошими показателями могут похвастаться лишь Индия и Франция. Самые же серьезные проблемы у Германии, Японии и, как ни странно, Китая. Россия по этому показателю находится в середине списка, опережая общеевропейские показатели.

Главной проблемой стран с низкой рождаемостью становится стремительно стареющее население и уменьшение трудоспособных граждан, что влечет за собой большую нагрузку на бюджет страны и каждого работающего гражданина.

  Средний возраст населения
США 38,2
Россия 39,8
Индия 28,1
Китай 37,7
Япония 47,7
Германия 47,4
Франция 41,5
Великобритания 40,5
Европейский Союз 43,1
Мир 30,4

Для снижения социальной нагрузки на бюджет страны стараются возобновлять выбывающих работников различными способами. Например, некоторые эксперты полагают, что немецкая политика «открытых деверей», спровоцировавшая миграционный кризис в Европе, первоначально задумывалась для увеличения трудоспособного населения за счет беженцев. Китайские власти пошли по другому пути. Предвидя демографический кризис и старение населения, они отменили действовавшие на протяжении долгих лет ограничения на второго ребенка.

В пример стран, не занимающихся демографическими проблемами и миграционной политикой, можно смело приводить Украину. Согласно данным оценки численности населения, проведенной на днях украинским правительством, на территории страны сегодня проживает 37,2 млн человек. Это на 11,2 млн человек меньше, чем в 2001 году, и на 15 млн меньше, чем в 1991 году.

При этом надо учитывать, что 5,4 млн человек проживало на территориях ЛДНР и республики Крым. По оценкам международных организаций, около 800 тыс. из них перебрались на подконтрольные Украине территории. 5 млн граждан республики длительное время проживает за рубежом. То есть можно сделать вывод, что на миграции и демографических проблемах Украина с 2001 года потеряла 6,6 млн человек.

Вернемся к российским проблемам. Девизом последней пятилетки может стать фраза: в России существуют две проблемы – низкая рождаемость и нехватка мест в детских садах. Казалось бы взаимоисключающие друг друга факторы легко уживаются в российской действительности.

Таблицы, приведенные выше, составлены на основании данных Всемирного банка за 2015 год. Они показывают примерную динамику демографических процессов в мире, но не актуальное положение дел.

Очевидно, что весьма средние демографические показатели нашей страны обусловлены достижениями последнего десятилетия, в котором Россия смогла показать положительную динамику по рождаемости. Однако любой показатель ниже «2» недостаточен для простого воспроизведения населения и ведет к снижению трудоспособных граждан, а значит, и к ухудшению экономического положения страны, увеличению нагрузки на работающих.

Также нельзя забывать, что пришло время создавать семьи поколению 90-ых, когда рождаемость в России упала до рекордно низкого уровня.

В связи с этим, в России необходима реализация государственных программ, направленных на улучшение демографической ситуации. 2019-2020 годы стали переломными в этом смысле.

В России учли немецкий и китайский и опыт и разработали собственные меры по поддержке семьи/рождаемости и разумного притока мигрантов. Меры поддержки рождаемости, озвученные Владимиром Путиным, сегодня у всех на слуху и, конечно, чрезвычайно важны, но их эффективность можно будет оценить только спустя десятилетия.

Вторая же составляющая восполнения трудоспособного населения уже дает свои плоды. Рассмотрим данные МВД России по миграционным показателям за 2019 год.

Согласно данным министерства, в 2019 году российское гражданство получили 497 тыс. человек. Это на 228 тыс. больше, чем в 2018 году. Подавляющее большинство новых граждан России прибыли с Украины (299 тыс. человек) и Казахстана (50 тыс. человек).

ВСЕГО по странам 497 817
Армения 24 024
Казахстан 50 492
Таджикистан 44 707
Узбекистан 19 388
Украина 299 422

Такой значительный рост стал возможным благодаря инициированной президентом в прошлом году программы упрощенного получения гражданства для жителей Донецкой и Луганской областей Украины. Кроме того, продолжает действовать программа переселения соотечественников, по которой носители русского языка также могут в упрощенной форме стать гражданами Российской Федерации.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что российское руководство не только занимается демографическими проблемами страны, но и разработало весьма разумную систему достижения целевых показателей, комбинирующую меры по поддержке рождаемости и привлечение в страну ментально близких мигрантов. Вкладывая сегодня деньги в поддержку рождаемости, государство в буквальном смысле финансирует свое будущее.

Эффективность же принятых мер смогут оценить только будущие поколения!