logo
Истории героизма и мастерства лётного экипажа

Истории героизма и мастерства лётного экипажа

AgitPolk
views 1088
Статьи 25.08.2017

Имена пилотов-героев, совершавших подвиги в военное время, известны многим. Как можно не знать легендарного Александра Покрышкина или сильнейшего духом Алексея Маресьева? Но и в мирное время остается место для смелых поступков и геройских историй.
Пилоты и стюардессы пассажирских самолётов по праву принадлежат к благороднейшей профессии, которая требует максимальной выдержки, силы духа и умений. Именно летчикам и стюардессам безоговорочно доверяют свои жизни десятки и сотни людей. К сожалению, авиакатастрофы продолжают случаться, несмотря на таланты и умения экипажа. Причиной трагедий служат и погодные условия, и техническая неисправность, а иногда и преступные действия. Но несмотря на ужасающий эффект, производимый падением самолета, статистика показывает, что самолет один из самых безопасных транспортных средств. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. История гражданской авиации знает немало примеров спасения пассажиров, благодаря героическим действиям стюардесс, пилотов, а иногда и простых людей.

Первая история произошла 47 лет назад.  Получасовой рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми не предвещал беды, всё должно было пройти буднично и спокойно. На борту находилось 46 человек, среди которых были мужчина средних лет и его 15-летний сын – Пранас и Альгирдас Бразинскасы.

Буквально через 10 минут после взлета старший Бразинскас подозвал стюардессу Надежду Курченко и поручил передать пилотам конверт с запиской. Тут и началось самое страшное, записка содержала угрозу смерти всем в самолете, если пилоты не изменят маршрут. В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа — Смерть.

Надежда, осознав весь ужас, переменилась в лице, что заметил один из злоумышленников. Он попытался рвануть к кабине пилотов, но стюардесса преградила путь. Героическая девушка продолжала биться даже тогда, когда в неё попали пули.

В итоге, мужчины смогли проникнуть в кабину пилотов, самолет был вынужденно посажен в Турции. Угонщики самолёта отделались малыми сроками, а затем эмигрировали в США, позже написав книгу, в которой пытались оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации». Кстати, действия Бразинскасов считаются первым угоном самолета в СССР.

Другая история произошла 7 лет назад, благополучному исходу помогли счастливое стечение обстоятельств и божественное провидение, не иначе. Самолет ТУ-154Б следовал по маршруту Якутия-Москва, как вдруг случилось невообразимое, произошла полная потеря электропитания, враз отключилось большинство приборов, остановились топливные насосы. В расходном баке в фюзеляже оставался оперативный запас топлива, которого хватало лишь на 30 минут полета. Что делать, надо садиться! Но кругом одна тайга, а для посадки такой огромной махины требуются соответствующие пространства.

Но тут в свои права вступил его величество случай. Пилоты увидели виднеющуюся полосу заброшенного аэропорта Ижма, и самое удивительное, что полоса была чистая, не заросшая, как будто ожидавшая аварийной посадки самолета в течение многих лет. Сложность создавала длина посадочной полосы, которая составляла 1350 метров, что крайне мало для эксплуатации Ту-154Б. Тем не менее, пилоты смогли посадить еле управляемый самолет, но остановиться на полосе оказалось невозможно, и махина выкатилась в мелкий ельник. Абсолютно никто из 72 пассажиров и девяти членов экипажа не пострадал.

Самое удивительное выяснилось позже. Посадочная полоса оставалось пригодной для посадки благодаря Сергею Сотникову, который в течение 12 лет после закрытия аэропорта «Ижма» собственными усилиями сохранял взлётно-посадочную полосу в рабочем состоянии. В феврале 2012 года Сергей Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Буквально зимой прошлого года великолепные умения показал пилот ИЛ-18, посадив в Якутии самолет почти без крыльев! Прибавьте к этому ужасные погодные условия в виде вьюги и постоянно снижающейся видимости. На борту был экипаж и 37 военнослужащих, и все они остались живы благодаря Андрею Логвинову.

Конечно, за плечами пилота первого класса были огромный опыт и вышколенное годами мастерство.

Последняя история достойна особого упоминания, её смело можно назвать «чудом на Неве».  Произошло это чудо в 1963 году, задолго до другой приводненной посадки, известной в мире как «чудо на Гудзоне», а ведь по легендарности посадка нашего лайнера Ту-124 не меньше. Пассажирский лайнер совершал рейс из Таллина в Москву, когда выяснилось, что переднее шасси убралось не до конца и заклинило. Было решено экстренно садиться на ближайшем аэродроме, в Ленинграде. Шасси, неубранное до конца, также создавало опасность, так как самолет запросто мог задеть корпусом о землю, загореться и взорваться.

Для уменьшения рисков командир экипажа Виктор Мостовой решил выработать топливо и устранить поломку в процессе. Самолет кружил в небе, наматывая уже восьмой круг, а поломку всё не удавалось устранить. Топлива оставалось в количестве достаточном для достижение аэропорта «Пулково», но неожиданно остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Патовая ситуация. Было принято решение приземляться на Неву. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, имевшему опыт посадки на воду.

Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста.  Как только лайнер коснулся воды, шасси оторвало, а сам Ту-124 остановился в 50 метрах от железнодорожного моста. Легендарное «приземление» и мастерские действия пилота спасли жизнь всем пассажирам. Этот случай один из  четырех случаев приводнения во всей истории авиации, где все на борту остались в живых.

Comments system Cackle